Договора
Термины:

Юридический факт.
Аренда.
Обстоятельства.
События.
Сбор.
Залог.
Отличия.
Подряд.
Должник.

-------------------------------- <*> См., напр.: Гусаков А.Г. Железнодорожное право по законодательству СССР. М., 1929. С. 46; Самойлович П.Д. Договор морской перевозки по советскому праву. М., 1952. С. 12. <**> Яичков К.К. Договор перевозки и его значение в осуществлении планов народнохозяйственной деятельности // Советское государство и право. 1955. N 5. С. 68. О.С. Иоффе утверждал, что природу договора определяет его основная цель; основную цель перевозки "составляет перемещение грузов или пассажиров, и только с ориентацией на нее должна выявляться особая природа договора перевозки". Но отличие договора перевозки от наиболее сходных с ним правоотношений, связанных с осуществлением подрядных работ, было выявлено им все же путем анализа не целей указанных договоров, а их экономического содержания. "Одна из особенностей транспорта, - писал О.С. Иоффе, - состоит в том, что производственный процесс здесь совпадает во времени с процессом потребления производимой продукции, в качестве которой выступает самая перевозка. Производят эту продукцию предприятия, входящие в состав транспорта как особой отрасли народного хозяйства. Транспорт не создает каких-либо новых материальных ценностей, а обеспечивает лишь их перемещение. Работа по перемещению материальных ценностей и пассажиров настолько специфична, что нуждается в особом правовом нормировании, существенно отличающемся от нормирования отношения по договору подряда. Все это и приводит к образованию, независимо от подряда, самостоятельного типа гражданских правоотношений - обязательств по перевозкам" <*>. -------------------------------- <*> Иоффе О.С. Указ. соч. С. 554 - 555. Таким образом, договор перевозки признавался самостоятельным договором (sui generis), который мог быть как реальным, так и консенсуальным, но во всех случаях являлся возмездным и взаимным. Виды договора перевозки Самым распространенным делением договора перевозки на отдельные его виды признавалась дифференциация в зависимости от вида транспорта, осуществляющего перевозки: железнодорожная, морская, воздушная, речная и автомобильная перевозки. На первый взгляд может показаться, что критерий такого деления перевозок грузов чисто технический. Но учитывая, что на основе этого критерия строится вся система транспортного законодательства, основные акты которого (транспортные уставы и кодексы) "привязаны" к конкретным видам транспорта, следует признать, что указанное деление перевозок представляет собой и основную юридическую классификацию договора перевозки. В юридической литературе обычно выделялся еще один критерий для общей классификации договоров перевозки, осуществляемых всеми видами транспорта, а именно: число транспортных организаций и видов транспорта, принимающих участие в перевозке груза. По этому критерию все перевозки дифференцировали на перевозки в местном, прямом и прямом смешанном сообщении. При этом местными называли такие перевозки, которые осуществляются в пределах одного транспортного предприятия (железной дороги, морского пароходства, речного пароходства и т.д.). Прямыми признавались перевозки, в выполнении которых по одному и тому же документу (например, по одной и той же железнодорожной накладной) участвуют несколько транспортных предприятий одного вида транспорта. Прямой смешанной называли перевозку, при которой на основе одного документа груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта <*>. -------------------------------- <*> См., напр.: Иоффе О.С. Указ. соч. С. 564 - 565. Вместе с тем значение классификации по данному критерию вряд ли можно признать всеобщим для перевозок всеми видами транспорта. Более того, транспортные уставы и кодексы не включали в себя какие-либо специальные правила, предназначенные для регулирования перевозок грузов в местном сообщении. Для планирования и организации перевозок грузов генеральное значение придавалось выделению такого вида перевозок, как перевозки в прямом смешанном сообщении, в отношении которых осуществлялось специальное правовое регулирование. В уставах железных дорог, автомобильного и внутреннего водного транспорта имелись отдельные разделы, включавшие в себя целый свод правил, регулирующих перевозки в прямом смешанном сообщении с участием других видов транспорта. Воздушный кодекс СССР 1983 г. включал в себя на этот счет лишь одну статью - ст. 77, которая носила отсылочный характер. Согласно данной статье перевозки, осуществляемые перевозчиками разных видов транспорта по одному документу (в прямом смешанном сообщении) с участием воздушного транспорта, регулировались Воздушным кодексом, специальным законодательством Союза ССР о таких перевозках, а также правилами, утверждаемыми Министерством гражданской авиации СССР совместно с соответствующими транспортными министерствами и ведомствами. Такое отношение к перевозкам грузов в прямом смешанном сообщении объяснялось, видимо, тем, что воздушные перевозчики (авиапредприятия) в связи с технологическими особенностями своей работы редко участвовали в подобных перевозках грузов. Однако с этой точки зрения невозможно объяснить отсутствие правил, регламентирующих перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, в КТМ СССР. Вероятно, основная причина этого кроется в том, что отношения, связанные с перевозками грузов в прямом смешанном сообщении, регулировались подзаконными актами правительства, поэтому основные положения о таких перевозках автоматически включались в транспортные уставы, утвержденные такими же подзаконными актами правительства, чего нельзя было сделать с транспортными кодексами, имевшими силу закона. Что касается транспортных уставов, то содержавшиеся в них положения о прямых смешанных перевозках являлись по существу идентичными, с акцентом на тот вид транспорта, чья деятельность регулировалась соответствующим уставом. Все виды транспорта должны были осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа в тесном взаимодействии с другими видами транспорта, организуя систему прямых смешанных сообщений. Перевозка в прямом смешанном сообщении производилась по единому транспортному документу, составляемому на весь путь следования. Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении осуществлялась на основании Правил перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, утверждаемых соответствующими транспортными организациями, подведомственные организации которых принимали участие в такого рода перевозках. Перевозка пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении производилась на основании особых соглашений, заключаемых между транспортными министерствами. В прямое смешанное грузовое сообщение включались: все железнодорожные станции, открытые для операций по грузовым перевозкам; морские порты, а также речные порты и пристани по перечню, устанавливаемому Министерством морского флота СССР и министерствами речного флота союзных республик; аэропорты гражданского воздушного флота по перечню, устанавливаемому Министерством гражданской авиации СССР; автостанции, агентства и автохозяйства автомобильного транспорта общего пользования по перечню, устанавливаемому министерствами автомобильного транспорта союзных республик. Порты, пристани, автостанции, агентства, автохозяйства и аэропорты считались включенными в прямое смешанное сообщение с момента телеграфного извещения об этом с последующим опубликованием соответствующей информации в сборниках правил перевозок и тарифов транспортных министерств и ведомств. Грузы в прямом смешанном сообщении принимались к перевозке по плану, утверждаемому в установленном порядке. Правда, транспортным министерствам и ведомствам по согласованию между ними предоставлялась возможность принимать грузы к перевозке в прямом смешанном сообщении и сверх плана. Прием к перевозке и отгрузка с пунктов перевалки грузов, перевозимых мелкими отправками в прямом смешанном сообщении, производились по предъявлению, в необходимых случаях с их подсортировкой, при передаче на железную дорогу - на грузосортировочной станции, при передаче на автомобильный, водный и воздушный транспорт - соответственно в автотранспортных организациях, в портах (на пристанях) и в аэропортах. В пунктах перевалки транспортные организации были обязаны обеспечивать бесперебойную и равномерную подачу вагонов, судов и автомобилей под погрузку перевалочных грузов. Широко применялась перевалка грузов с одного вида транспорта на другой по так называемому прямому варианту, т.е. без выгрузки в склад с последующей погрузкой перевозимых грузов на иной вид транспорта; в этих целях утверждались специальные месячные планы перевалки грузов. Транспортные организации, принимающие грузы к дальнейшей перевозке в пунктах перевалки, должны были восполнять неподачу транспортных средств, а иные транспортные организации - восполнять непредъявление грузов или их недогруз, допущенные в отдельные дни первой или второй половины месяца, - в последующие дни данной половины месяца. В случае неподачи перевозочных средств для выполнения месячного плана перевалки грузов по вине транспортных организаций, принимающих грузы для дальнейшей перевозки, последние были обязаны по требованию иных участников перевозки, доставивших груз в пункт перевалки, выделять перевозочные средства для выполнения невыполненной части месячного плана перевалки грузов в течение следующего месяца. Порядок выделения перевозочных средств для восполнения недогруза устанавливался по согласованию между соответствующими транспортными организациями. При нарушении согласованного порядка восполнения недогруза соответствующие транспортные организации несли ответственность за невыполнение плана перевалки грузов. Грузы, следовавшие в прямом смешанном сообщении, взвешивались в пунктах перевалки при передаче их с одного вида транспорта на другой по требованию стороны, принимающей груз. Однако тарные и штучные грузы, принятые к перевозке по стандартному весу или весу, указанному грузоотправителем на каждом грузовом месте, и прибывшие в пункт перевалки в исправной таре, передавались с одного вида транспорта на другой без взвешивания, по счету и в таком же порядке выдавались грузополучателю в пункте назначения. Условия работы перевалочных пунктов определялись так называемыми 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232
Сейчас вы читаете Договора, смотрите так же Книгу Домоводства, Словарь Брокгауза, стихи Востока, интересные факты, справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них. Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
Hosted by uCoz