Договора
Термины:

Юридический факт.
Аренда.
Обстоятельства.
События.
Сбор.
Залог.
Отличия.
Подряд.
Должник.

ки к железным дорогам, имеющие своим основанием перевозку грузов или пассажирского багажа, нарушение правил о перевозках пассажиров или причинение личного вреда, предъявлялись по усмотрению истца: по месту нахождения управления железной дороги, станции отправления или станции назначения или по месту причинившего личный вред события. Иски, имеющие своим основанием взыскание вознаграждения за нарушение правил о приеме грузов к отправке до заключения договора перевозки, предъявлялись по усмотрению истца: по месту нахождения управления железной дороги или по месту нахождения станции отправления. Иски, вытекающие из перевозки грузов или пассажирского багажа в прямом сообщении, предъявлялись по усмотрению истца: или к дороге отправления, или к дороге назначения, или к дороге, на которой произошли утрата или повреждение груза или багажа (по месту нахождения управления соответствующей железной дороги либо станции отправления или станции назначения). Общий устав устанавливал исключительную подсудность дел по искам железных дорог друг к другу, возникающим из их участия в исполнении договоров перевозки грузов в прямом сообщении, в том числе по регрессным требованиям, связанным с солидарной ответственностью железных дорог по такого рода перевозкам грузов. Такие дела подлежали рассмотрению в суде по месту нахождения управления железной дороги, выступающей в качестве ответчика. Железная дорога, к которой был предъявлен иск, вытекающий из договора перевозки груза в прямом сообщении, была вправе просить суд о привлечении к делу в качестве третьих лиц другие железные дороги, принимавшие участие в данной перевозке груза (ст. 130, 131). Для предъявления всех исков к железным дорогам, а также исков железных дорог друг к другу, к отправителям, получателям грузов и пассажирам, вытекающих из перевозки грузов, пассажиров и багажа, был установлен сокращенный срок исковой давности - один год. Указанный срок исчислялся: для исков о взыскании вознаграждения за повреждение или частичную утрату груза - со дня выдачи груза; для исков о взыскании вознаграждения за полную утрату груза или просрочку в его доставке - со дня истечения установленного срока доставки; для исков об уплате недоборов и возврате переборов за перевозку груза - со дня окончательной уплаты провозной платы и дополнительных сборов; для всех прочих исков - со дня события, которое послужило поводом к иску (ст. 125, 136 Общего устава). Течение срока исковой давности прерывалось как предъявлением иска в суд, так и обращением с претензией к управлению одной из ответственных железных дорог. В последнем случае время от предъявления претензии до ответа железной дороги и возвращения документов, представленных с претензией, не засчитывалось в срок исковой давности (ст. 137 Общего устава). Кроме того, Общий устав российских железных дорог предусматривал жесткие меры воздействия на частные железные дороги, не исполняющие решение суда. Если присужденная или требуемая сумма (по бесспорной претензии) не выплачивалась железной дорогой взыскателю или лицу, исполняющему судебное решение, в трехмесячный срок со дня получения повестки судебного исполнителя или бесспорной претензии, взыскатель получал право обратиться в суд с заявлением о признании организации (общества), эксплуатирующей железную дорогу - должника, несостоятельной. Признание судом железнодорожного общества несостоятельным влекло за собой немедленную передачу железной дороги, эксплуатируемой указанным обществом, в казенное управление, а также ликвидацию дел несостоятельного общества. В этом случае правительство, приняв в свое ведение железную дорогу несостоятельного общества, имело право: временно продолжать эксплуатацию железной дороги за счет общества, направляя прибыль на удовлетворение требований кредиторов последнего; приступить к выкупу железной дороги у несостоятельного общества либо продать железную дорогу с публичных торгов (ст. 140, 143 Общего устава). При подготовке проекта Гражданского уложения предполагалось существенно изменить правовое регулирование сроков исковой давности по требованиям, связанным с перевозкой грузов. Согласно проекту ГУ иски по требованиям, касающимся вознаграждения за гибель или повреждение, а также за просрочку в доставке груза, погашаются двухлетней давностью. В случае повреждения или частичной гибели, а также просрочки в доставке груза давность исчисляется со дня сдачи груза получателю, в случае же полной гибели - со дня наступления срока доставки. Иски о вознаграждении за убытки, причиненные перевозчиком умышленно, погашаются общей десятилетней давностью (ст. 2032). Увеличение продолжительности срока исковой давности (с одного года до двух лет) по сравнению с Общим уставом российских железных дорог, по мнению Редакционной комиссии, "представляется необходимым ввиду обширности нашего государства, замедляющей собирание доказательств, переговоры между сторонами и другие действия, совершаемые до предъявления иска... Вследствие сего весьма желательно предоставить сторонам достаточное время на миролюбивые переговоры для избежания напрасных судебных споров и сопряженных с ними издержек" <*>. -------------------------------- <*> Гражданское Уложение: Проект... С. 629. В материалах Редакционной комиссии также обращалось внимание на то, что сокращенный срок исковой давности (два года) подлежит применению только к требованиям о вознаграждении за гибель или повреждение груза, а также за просрочку в его доставке. Иные требования к перевозчику, например связанные с отказом в выдаче прибывшего груза или сопровождающих его документов, с перебором провозных платежей, с невыдачей отправителю наложенного платежа и т.п., в отличие от соответствующих положений Общего устава российских железных дорог, должны были подчиняться общему десятилетнему сроку исковой давности. Далее Редакционная комиссия указывала: "Краткие сроки давности, устанавливаемые в пользу должников по некоторым обязательствам, составляют льготу, которая не может быть распространена на лиц, совершивших по отношению своих верителей преступное или хотя и не наказуемое, но недобросовестное нарушение своих обязательств, тем более, что в подобных случаях (например, при краже, обмане или подлоге) верителям весьма трудно обнаружить правонарушение. Поэтому ст. 2032 (ч. 3) определяет, что требования о вознаграждении за убытки, причиненные перевозчиком умышленно, погашаются десятилетней давностью" <*>. -------------------------------- <*> Гражданское Уложение: Проект... С. 630. Завершая анализ положений дореволюционного российского гражданского законодательства, регулировавших договор перевозки, хотелось бы еще раз отметить высокий уровень понимания российскими правоведами той поры сущности и значения договора перевозки, его места среди иных гражданско-правовых договоров. Остается только сожалеть, что лихолетье мировой войны, революций и гражданской войны остановили процесс компетентного законотворчества, в том числе и в этой области гражданского права. Глава II. ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПО СОВЕТСКОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ 1. Развитие договора перевозки в СССР В Советском Союзе придавалось большое значение развитию транспорта как одного из основных звеньев единого народнохозяйственного комплекса страны. В соответствии с многочисленными директивными документами партии и правительства выделялись значительные капиталовложения на расширение сети железных дорог, строительство новых шоссейных дорог, портов, пристаней, аэропортов, увеличение парка вагонов и иных средств передвижения, на разработку и производство современных морских и воздушных судов. Устойчивыми темпами возрастали объемы пассажирских и грузовых перевозок. Как отмечалось в Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом КПСС (1961 г.) и служившей базовым документом для перспективного планирования развития страны, "рост народного хозяйства потребует ускоренного развития всех видов транспорта. Важнейшими задачами в области транспорта являются: расширение транспортно-дорожного строительства и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения во всех видах перевозок; дальнейшее техническое перевооружение железнодорожного и других видов транспорта; значительное повышение скоростей на железных дорогах, морских и речных путях; согласованное развитие всех видов транспорта как составных частей единой транспортной сети" <*>. -------------------------------- <*> Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Правда, 1961. С. 71 - 72. В юридической и экономической литературе того времени также постоянно подчеркивались роль и значение транспорта, грузовых и пассажирских перевозок в развитии народного хозяйства. Например, О.С. Иоффе писал: "В экономической жизни нашей страны транспорт занимает особое место. Во-первых, при его посредстве обеспечивается связь между промышленностью и сельским хозяйством, а также между различными отраслями самой промышленности. Во-вторых, благодаря ему осуществляется движение продукции из сферы производства в сферу обращения, а тем самым транспортная деятельность выступает в качестве продолжения процесса производства в пределах процесса обращения... В-третьих, осуществляемые различными видами транспорта перевозки касаются не только грузов, но и пассажиров, а также их багажа, и именно в такой форме обслуживаются многообразные потребности в передвижении, возникающие у граждан... Важнейшее народнохозяйственное значение социалистического транспорта обусловливает и предопределяет роль правового регулирования транспортной деятельности в СССР" <*>. -------------------------------- <*> Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 553 - 554. Вместе с тем следует отметить, что как раз уровень правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа на протяжении всего советского периода развития гражданского права отличался явной неадекватностью степени общественного понимания роли и значения транспорта в жизни страны. Достаточно сказать, что в течение большей части советского периода нормы о договоре перевозки отсутствовали в кодифицированных актах гражданского законодательства. Например, Гражданский кодекс РСФС175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
Сейчас вы читаете Договора, смотрите так же Книгу Домоводства, Словарь Брокгауза, стихи Востока, интересные факты, справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них. Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
Hosted by uCoz