Договора
Термины:

Юридический факт.
Аренда.
Обстоятельства.
События.
Сбор.
Залог.
Отличия.
Подряд.
Должник.

ов, является транспортным договором особого рода, распадающимся на несколько подвидов, некоторые из которых весьма близки к договору грузовой перевозки" <**>. -------------------------------- <*> См., в частности: Шмигельский Г.Л., Ясиновский В.А. Указ. соч. С. 115. <**> Черепахин Б.Б. Понятие и содержание договора буксировки в советском гражданском праве. С. 109. Придерживавшийся тех же взглядов И.В. Алексеев усматривал сущность транспортного договора в том, что этот договор представляет собой соответственно "соглашение, по которому одна сторона - транспортное предприятие - обязуется доставить груз (груз в самом широком смысле слова) или плавучий объект в место назначения за вознаграждение, уплачиваемое другой стороной - отправителем или пассажиром". И соответственно по поводу рассматриваемого договора тот же автор отмечал: "Это два вида одного родового понятия - договор транспортировки" (там же. С. 39). На наш взгляд, наиболее точно выразился на этот счет А.И. Романович, весьма четко обозначив соотношение между указанными договорами в рамках единого транспортного договора указанием на то, что последний охватывает "пространственное перемещение разными способами, каждый из которых опосредствуется договором самостоятельного типа, из которых один - договор буксировки" (Романович А.И. Транспортные правоотношения. Минск, 1984. С. 34). См. об этом также: Гражданское право. Т. II / Под ред. В.П. Грибанова, С.М. Корнеева. С. 267; Савичев Г.П. Проблемы эффективности законодательства о транспортных обязательствах. М., 1979. С. 10 и сл. Указанная линия нашла отражение в свое время в одном из постановлений Пленума Верховного Суда СССР, признавшего: "При решении вопроса о подведомственности договор буксировки следует понимать в широком смысле как договор о транспортировке... независимо от того, в какой форме осуществляется эта транспортировка" (Бюллетень Верховного Суда СССР. 1957. N 2. С. 44). Наряду с договором перевозки груза близким договору буксировки признавался иногда договор перевозки пассажиров. В этой связи М.Е. Ходунов приводил в качестве примера "наиболее часто встречающийся в практике договор буксировки, по которому управление караваном распределяется между экипажами буксирующего судна и буксируемых судов и плотов, нанятых владельцами их", при этом особо подчеркивал: "Подобно тому как пассажир во время перевозки сохраняет за собой свободу действий, так и буксируемое судно или плот может менять свое положение, следуя за буксирующим судном, в зависимости от действий находящегося на нем экипажа" <*>. -------------------------------- <*> Ходунов М.Е. Практический комментарий к Уставу внутреннего водного транспорта. С. 153. Сходство тех же договоров усматривалось иногда в обязанности пассажиров соблюдать определенные меры предосторожности, некоторые из которых для пассажиров юридически обязательны, а также в том, что на перевозчике в этих договорах лежит обязанность обеспечить безопасность пассажиров. В отличие от сторонников указанной идеи Б.Б. Черепахин отнесся к утверждению подобной близости весьма скептически, справедливо признавая подобную аналогию "отдаленной" <*>. Трудно не согласиться с этим уже по той причине, что в отличие от экипажа буксируемого судна пассажир никакого участия в управлении транспортировкой не принимает. -------------------------------- <*> См.: Черепахин Б.Б. Понятие и содержание договора буксировки в советском гражданском праве. С. 107. 6. Стороны в договоре Сторонами в рассматриваемом договоре выступают: буксировщик - владелец буксирующего судна <*> и отправитель - владелец буксируемого объекта (объекта буксировки). -------------------------------- <*> В одной из статей КВВТ (п. 4 ст. 88) он назван "владелец буксирного судна". Законодателем установлены определенные ограничения возможности участия в договоре для одной из сторон - буксировщика. В этом качестве может выступать только юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, обладающие соответствующей лицензией. Положение о лицензировании перевозочной деятельности на внутреннем водном транспорте <*> распространяет свое действие на три четко обозначенных в этом акте вида перевозочной деятельности. Имеется в виду, наряду с перевозками грузов и перевозками пассажиров, также буксировка плотов, судов и иных плавучих объектов. В подтверждение самостоятельности этих видов деятельности Положение включило отсылки к "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности". В нем каждой из указанных разновидностей деятельности присвоен свой кодовый номер (соответственно - 6120020, 6120030, 6120040). -------------------------------- <*> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 января 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 4. Ст. 289). КонсультантПлюс: примечание. Постановление Правительства РФ от 12.01.2001 N 25 "Об утверждении Положений о лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте" (вместе с "Положением о лицензировании перевозочной деятельности на внутреннем водном транспорте", "Положением о лицензировании перегрузочной деятельности на внутреннем водном транспорте", "Положением о лицензировании транспортно - экспедиционной деятельности на внутреннем водном транспорте", "Положением о лицензировании агентской деятельности на внутреннем водном транспорте", "Положением о лицензировании лоцманской проводки судов на внутреннем водном транспорте") утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 27.05.2002 N 345 "Об утверждении Положений о лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте" (вместе с "Положением о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов", "Положением о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров", "Положением о лицензировании погрузочно - разгрузочной деятельности на внутреннем водном транспорте"). Положение о лицензировании деятельности по осуществлению буксировки морем, составляющее часть приложения к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. "О лицензировании перевозочной и другой деятельности на морском транспорте" <*>, определило порядок лицензирования соответствующей деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. За пределами указанного Положения находится такая же деятельность, осуществляемая юридическим лицом или иным индивидуальным предпринимателем для обеспечения ими собственных нужд. Имеется в виду, что эта деятельность не нуждается в лицензировании. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 289. Установлен особый, разрешительный порядок буксировки при каботаже судов, плавающих под флагом иностранного государства <*>. Такая буксировка возможна лишь при наличии определенных условий. В их число входят: специализированный флот, отсутствующий в составе судов, которые плавают под флагом России, а также необходимость обеспечения срочности перевозки и буксировки при отсутствии возможности осуществления этого судами, плавающими под российским флагом. Кроме того, предусмотрено, что буксировка в подобных случаях может осуществляться только между портами, открытыми для захода иностранных судов. -------------------------------- <*> См. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2000 г. "О перевозках и буксировке в каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства" (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2318). При этом, как и такая же перевозка груза, буксировка при каботаже судами, которые плавают под флагом иностранного государства, возможна только при наличии особого разрешения, выдаваемого Министерством транспорта РФ. В отношениях, основанных на договоре буксировки, помимо контрагентов, выступает и еще одно лицо - получатель. КВВТ впервые счел необходимым о нем особо упомянуть в легальном определении не только договора перевозки груза, но и договора буксировки. При этом Кодекс в последнем случае не делает различия между буксировкой плотов и буксировкой судов. Подобно договору перевозки груза, при договоре буксировки необходимость в этом участнике возникает всегда, если только получателем не является сам отправитель. Допустимость привлечения к участию в договоре буксировки третьего лица признавалась и до принятия КВВТ. Так, в свое время М.А. Тарасов обращал внимание на то, что договор буксировки "может содержать условия о сдаче объекта буксировки особому лицу (адресату), который именуется получателем" <*>. Точно так же М.А. Аллахвердов подчеркивал, что "при выполнении договора буксировки возникают многообразные правоотношения между буксировщиком и другими участниками договора буксировки (отправителем и получателем)" <**>. Имея в виду, правда, лишь один из видов рассматриваемого договора, О.С. Иоффе полагал, что "в договоре буксировки плотов участвуют БУКСИРОВЩИК, ОТПРАВИТЕЛЬ И ПОЛУЧАТЕЛЬ (выделено автором. - М.Б.)" <***>. -------------------------------- <*> Тарасов М.А. Очерки транспортного права. С. 154. <**> Аллахвердов М.А. Правовое регулирование буксировки. С. 11. <***> Иоффе О.С. Обязательственное право. С. 641. В связи с появлением такого, третьего по счету, участника не только в договоре перевозки груза, но и в договоре буксировки существует необходимость сопоставить положение получателей в том и в другом договоре. Есть основания полагать, что в виде общего правила оно совпадает. С принятием КВВТ возникла возможность в подтверждение такого совпадения сослаться на соответствующие нормы, включенные в гл. XV указанного Кодекса ("Ответственность перевозчика, буксировщика, грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя"). Имеется в виду, что по крайней мере в отношении ответственности нормы, адресованные в этой главе грузополучателю, содержат указание на то, что они же в ряде случаев действуют и по отношению к получателю в договоре буксировки (см. параграф 8 настоящей главы). Если ко всему отмеченному добавить, что в договоре перевозки груза, как это соответствует господствующему в литературе мнению, использована модель договора в пользу третьего лица <*>, есть основания полагать, что та же модель может с146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174
Сейчас вы читаете Договора, смотрите так же Книгу Домоводства, Словарь Брокгауза, стихи Востока, интересные факты, справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них. Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
Hosted by uCoz