Договора
Термины:

Юридический факт.
Аренда.
Обстоятельства.
События.
Сбор.
Залог.
Отличия.
Подряд.
Должник.

ямом смешанном сообщении договор перевозки, заключаемый между грузоотправителем и перевозчиком, принимающим груз для доставки его в пункт назначения и выдачи получателю либо управомоченному им лицу, отличается от обычного договора перевозки конкретного груза лишь своим содержанием (условия о сроке доставки груза, об обеспечении его сохранности и др.). Предпринимаемые в современной юридической литературе отдельными авторами попытки обосновать такую специфическую черту договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении, как множественность лиц на стороне перевозчика (особенность в субъектном составе), представляются неубедительными. Так, Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов указывают: "При... прямых смешанных перевозках возникает обязательственное правоотношение с множественностью лиц-соперевозчиков. Каждый из них, принимая груз от предыдущей организации, исполняет свою обязанность по перевозке на соответствующем участке движения груза, возникшую из договора, который был заключен первой транспортной организацией. Заключая договор перевозки, транспортная организация пункта отправления выступает как от своего имени, так и от имени всех других, участвующих в исполнении обязательства перевозки лиц в качестве их представителя... Соперевозчики становятся субъектами правоотношений по перевозке, причем отправитель дает согласие на их участие в договоре, подписывая накладную, в которой указываются путь следования и пункты перевалки" <*>. -------------------------------- <*> Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. II. М., 1997. С. 383. Непонятно, как перевозчик может заключить договор с грузоотправителем от имени других перевозчиков, не только не участвующих в заключении этого договора, но и ничего не ведающих о том, что такой договор заключается. Все же для того, чтобы стать стороной договора, необходимо, как минимум, выразить свое волеизъявление на его заключение, а также свое согласие с его существенными условиями (ст. 432, 434 ГК). Сторонами договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении, как и в случае с обычным договором перевозки конкретного груза, являются грузоотправитель, предъявляющий груз к перевозке, и перевозчик, принимающий груз для доставки его в пункт назначения. Только указанные лица выражают свое волеизъявление на заключение договора и только им известны условия указанного договора (наименование и количество груза, его особые свойства, срок доставки и т.п.). Исполнение части своих обязательств, вытекающих из договора перевозки, перевозчик возлагает на другие транспортные организации, в том числе принадлежащие к иным видам транспорта (п. 1 ст. 313 ГК). Обязанности по исполнению указанными транспортными организациями обязательства первого перевозчика, вытекающего из договора перевозки, заключенного с грузоотправителем, предусмотрены транспортным законодательством, а порядок их исполнения определяется соглашениями между организациями разных видов транспорта (ст. 788 ГК). Распределение ответственности между всеми транспортными организациями, принимавшими фактическое участие в процессе транспортировки груза, регулируется транспортным законодательством на основе положений, содержащихся в ГК. Как известно, по общему правилу должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо (ст. 403 ГК). Поэтому нормы транспортного законодательства, возлагающие ответственность за нарушение договора перевозки груза на ту транспортную организацию, которая допустила соответствующее нарушение, независимо от того, является ли она участником (стороной) договора перевозки, полностью корреспондируют положениям ст. 403 ГК. Таким образом, как уже отмечалось ранее, некоторое своеобразие договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении можно обнаружить лишь в его содержании, а именно в условиях договора о сроке доставки груза, обеспечении его сохранности, а также о провозной плате и иных платежах, связанных с перевозкой груза. Срок доставки груза Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их транспортными организациями всех видов транспорта, принимавшими участие в перевозке груза, и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на соответствующих видах транспорта (ст. 75 УЖТ РФ, п. 1 ст. 109 КВВТ). Вместе с тем, если перевозка груза осуществляется в прямом смешанном сообщении с участием внутреннего водного транспорта, в обязанности смежного перевозчика, заключившего договор перевозки с грузоотправителем, входит доставка груза в порт (пункт перевалки) с соблюдением сроков начала приема грузов внутренним водным транспортом от транспорта других видов в пунктах перевалки при открытии навигации и сроков окончания приема грузов при закрытии навигации (п. 2 - 5 ст. 109 КВВТ). Грузы, доставленные в пункты перевалки до наступления объявленного срока окончания приема грузов, принимаются в перевалочных портах от транспорта других видов беспрепятственно. В тех случаях, когда такие грузы все же не могут быть доставлены в пункты назначения внутренним водным транспортом в связи с прекращением навигации, дальнейшая судьба таких грузов определяется организацией, на которую возложены обязанности по их перевалке в порту, по согласованию с грузоотправителями или грузополучателями таких грузов. Если груз доставлен в пункт перевалки после наступления объявленного срока окончания приема грузов, он с согласия организации, осуществляющей перевалку грузов в данном порту, может быть сдан ей в перевалочном порту на хранение. При отказе указанной организации от приема груза на хранение транспортная организация, доставившая груз в пункт перевалки, определяет по согласованию с грузоотправителем или грузополучателем, как поступить с грузом. Груз, следовавший в прямом водно-железнодорожном сообщении и не доставленный в пункт перевалки в связи с закрытием навигации, должен быть с согласия грузоотправителя отправлен из другого порта по назначению в прямом железнодорожном сообщении. В этом случае срок доставки груза должен быть увеличен на время его задержки. Еще одна принципиальная особенность правового регулирования отношений, связанных с соблюдением сроков доставки грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении, до недавнего времени состояла в том, что в случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении имущественную ответственность за просрочку доставки несла не транспортная организация, выдавшая груз, как это имеет место при прямых перевозках, а та транспортная организация, по вине которой допущена просрочка (ст. 80 ТУЖД, п. 1 ст. 109 КВВТ). Принимая во внимание, что при прямых смешанных перевозках все претензии, связанные с ненадлежащим исполнением перевозчиком своих обязательств, должны предъявляться непосредственно к транспортной организации, выдавшей груз получателю, указанная структура ответственности за просрочку доставки грузов означала, что законодателем была сохранена прежняя система пересылки претензий от транспортной организации, ее получившей, к иной транспортной организации, которую организация - адресат претензии считает виновной в просрочке доставки груза. Такая схема ответственности за просрочку доставки грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении, не способствует надлежащей защите нарушенных прав грузоотправителей и грузополучателей и не должна быть воспроизведена в федеральном законе о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. Гораздо логичнее было бы установить, что ответственность перед грузополучателем или грузоотправителем за несоблюдение общего срока доставки груза несет транспортная организация, выдавшая груз, которая в свою очередь могла бы быть наделена правом требования возмещения понесенных в связи с этим убытков в регрессном порядке за счет тех транспортных организаций, участвовавших в перевозке груза в прямом смешанном сообщении, которые допустили просрочку. Первый шаг в этом направлении уже сделан: в УЖТ РФ включена норма, согласно которой в случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущена просрочка доставки груза. Обеспечение сохранности перевозимого груза Обязанности по обеспечению сохранности груза, перевозимого в прямом смешанном сообщении, несут все транспортные организации, принимающие участие в его перевозке. Распределение ответственности между соответствующими транспортными организациями за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей основано на правиле, согласно которому имущественная ответственность за несохранность грузов до передачи их в пункты перевалки лежит на сдающей стороне, после передачи - на стороне, принявшей грузы (ст. 79 УЖТ РФ, п. 1 ст. 114 КВВТ). Нельзя не заметить, что УЖТ РФ и КВВТ по-разному решают вопрос о возложении на транспортные организации обязанности по обеспечению охраны грузов в пунктах перевалки: согласно ст. 79 УЖТ РФ охрана груженых и порожних вагонов в портах осуществляется портами, в то время как КВВТ (п. 1 ст. 114) предусматривает, что эта обязанность осуществляется организацией, осуществляющей перевалку грузов. Данное обстоятельство лишний раз свидетельствует о необходимости скорейшего принятия федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, который мог бы обеспечить единообразное регулирование правоотношений, связанных с перевозками грузов в прямом смешанном сообщении. Нормы транспортного законодательства о распределении ответственности за несохранность грузов, следующих в прямом смешанном сообщении, не вполне корреспондировали положениям, содержащимся в ТУЖД и КВВТ, о порядке предъявления грузоотправителями и грузополучателями к транспортным организациям претензий и исков, вытекающих из перевозок грузов в прямом смешан117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145
Сейчас вы читаете Договора, смотрите так же Книгу Домоводства, Словарь Брокгауза, стихи Востока, интересные факты, справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них. Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
Hosted by uCoz