Договора
Термины:

Юридический факт.
Аренда.
Обстоятельства.
События.
Сбор.
Залог.
Отличия.
Подряд.
Должник.

ии штрафа за просрочку доставки груза. Решением арбитражного суда в иске было отказано по мотиву пропуска истцом срока исковой давности, при проверке в апелляционной и кассационной инстанциях данное решение было оставлено без изменений. Как усматривалось из материалов дела, в связи с претензией грузополучателя железной дорогой был дан ответ о том, что содержащиеся в претензии требования признаются, а соответствующая денежная сумма будет перечислена на расчетный счет грузополучателя. В связи с тем что признанная сумма железной дорогой не была перечислена, истец обратился в арбитражный суд с иском, который не был удовлетворен по причине пропуска истцом установленного ст. 797 ГК и ст. 141 ТУЖД годичного срока исковой давности, о необходимости применения которого заявил ответчик. Истец не согласился с принятым решением, сославшись на признание ответчиком своей задолженности в ответе на претензию истца, что, по его мнению, прервало течение срока исковой давности. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ все состоявшиеся по данному делу судебные акты отменил, а дело передал на новое рассмотрение, указав в своем Постановлении следующее. Согласно ст. 203 ГК совершение обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга, прерывает течение срока исковой давности, и после перерыва он начинается заново. Исходя из смысла данной статьи, признание претензии ответчиком и есть совершение обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Ссылка апелляционной и кассационной инстанций на то, что согласно ст. 141 ТУЖД иски к железной дороге могут быть предъявлены только в случае полного или частичного отказа дороги удовлетворить претензию либо неполучения от нее ответа в течение 30 дней, в данном случае является необоснованной и не может служить основанием для отказа в иске, поскольку невыполнение железной дорогой обязательства по перечислению частично признанной суммы и есть отказ удовлетворить претензию. Таким образом, с учетом перерыва годичный срок исковой давности на взыскание с железной дороги признанной суммы штрафа не пропущен <*>. -------------------------------- <*> См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. N 7. С. 46 - 47. Глава IX. ДОГОВОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ 1. Понятие и сфера применения Под перевозкой груза в прямом смешанном сообщении понимается такая перевозка, которая осуществляется по единому транспортному документу различными транспортными организациями разных видов транспорта. Основная особенность правоотношений, связанных с перевозками грузов в прямом смешанном сообщении, выделяющая их в относительно самостоятельную отдельную область правового регулирования, состоит в том, что в процессе перемещения грузов и доставки их в пункт назначения для выдачи грузополучателям участвует несколько перевозчиков (не менее двух), принадлежащих к различным видам транспорта. Данное обстоятельство предполагает во всех случаях перегрузку (хотя бы однократную) грузов, следующих в прямом смешанном сообщении, с одного вида транспорта на другой, например из железнодорожных вагонов на борт судна или в кузов автомобиля, что, в свою очередь, требует специального регулирования отношений, складывающихся между транспортными организациями разных видов транспорта. Что касается традиционного договора перевозки груза, заключаемого грузоотправителем с перевозчиком, в качестве которого выступает первая транспортная организация, принимающая груз к перевозке, то и здесь имеется определенная специфика. Такой договор отличается особым содержанием, например в части условий договора: о сроке доставки груза, который увеличивается на время, необходимое для перевалки перевозимого груза с одного транспорта на другой; об обеспечении сохранности груза с учетом того, что эта обязанность распределяется среди всех транспортных организаций, участвующих в процессе перевозки; об уплате провозной платы и всех причитающихся транспортным организациям платежей. Особым образом регулируется ответственность транспортных организаций, принимающих участие в транспортировке груза. Расширяется и сфера ответственности грузоотправителя, в частности за счет дополнительной ответственности за те нарушения требований законодательства, предъявляемых к оформлению транспортных документов и погрузке грузов в транспортные средства, которые повлекли негативные последствия в связи с перевозкой грузов в прямом смешанном сообщении (например, сверхнормативный простой транспортных средств в пункте перевалки грузов с одного вида транспорта на другой). При перевозке груза в прямом смешанном сообщении грузоотправитель получает и очевидные преимущества: к примеру, как подчеркивает В.А. Егиазаров, "грузоотправитель освобождается от обязанности передавать груз с одного вида транспорта на другой и оформлять связанные с этим документы" <*>. -------------------------------- <*> Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. М., 1999. С. 113. Таким образом, отношения, связанные с перевозкой груза в прямом смешанном сообщении, опосредуются (регулируются) двумя видами договоров: договором перевозки груза в прямом смешанном сообщении (традиционный реальный договор перевозки конкретного груза с некоторыми особенностями его содержания) и соглашениями, заключаемыми между транспортными организациями разных видов транспорта и регламентирующими порядок их работы по организации таких перевозок грузов. В советский период развития транспортного законодательства правовое регулирование отношений, связанных с перевозками грузов в прямом смешанном сообщении, строилось исходя из необходимости обеспечения их отдельной комплексной регламентации, учитывающей в полной мере особенности указанных правоотношений. Несмотря на то что такое регулирование осуществлялось в основном подзаконными нормативными актами, указанные нормативные акты носили межведомственный характер. В качестве примера можно привести Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденные 24 апреля 1956 г. Министерством путей сообщения СССР, Министерством речного флота РСФСР и Министерством морского флота СССР по поручению Совета Министров СССР <*>. -------------------------------- <*> См.: Сборник правил перевозок и тарифов МПС. N 20. М., 1973. Правда, утверждение о том, что "указанные Правила действуют в настоящее время в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации, до разработки и утверждения новых правил перевозок грузов в прямом смешанном сообщении" <*>, вызывает определенные сомнения. В соответствии с Федеральным законом "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (ст. 4) изданные до введения в действие части второй Кодекса нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно части второй ГК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. Как видим, среди сохраняющих свою силу нормативных актов (после введения в действие части второй ГК) нет места для нормативных актов министерств и ведомств, к каковым относятся Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, а между тем правоотношения, связанные с перевозками грузов в прямом смешанном сообщении, должны регулироваться как раз федеральным законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК). -------------------------------- <*> Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, В.Б. Ляндреса. М., 1998. С. 127. Этими причинами и, конечно же, отсутствием названного закона, по-видимому, объясняется то обстоятельство, что законодатель, принимая транспортные уставы и кодексы, включил в них нормы, обеспечивающие (хотя бы в минимально необходимом объеме) правовое регулирование отношений, возникающих при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении. Об этом свидетельствует, в частности, и временный характер соответствующих законоположений. Например, в соответствии со ст. 145 ТУЖД гл. IV "Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении" этого Устава, а также содержащиеся в нем иные нормы, регулирующие указанные отношения, действуют только до введения в действие федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках <*>. -------------------------------- <*> Аналогичное правило содержится в КВВТ (ст. 166). Правда, законодателя можно упрекнуть в некоторой непоследовательности: позитивное регулирование правоотношений, связанных с перевозками грузов в прямом смешанном сообщении, содержится в ТУЖД (гл. IV) (в УЖТ РФ - гл. V) и КВВТ (гл. XIV), в то время как в ВК и КТМ соответствующие разделы (главы) не предусмотрены. Итак, если говорить о системе правового регулирования прямых смешанных перевозок грузов, то на сегодняшний день ее основное звено - федеральный закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках отсутствует, хотя пятилетний период, прошедший после введения в действие части второй ГК, - срок более чем достаточный для подготовки и принятия такого федерального закона. Действующая в настоящее время временная схема регулирования соответствующих правоотношений выглядит следующим образом: отношения, связанные с перевозками грузов в прямом железнодорожно-автомобильном, железнодорожно-водном (морском), железнодорожно-воздушном сообщении, регламентируются гл. V УЖТ РФ (ст. 65 - 79); отношения, возникающие при перевозках грузов в водно-воздушном, водно-автомобильном сообщении, подпадают под действие правил, содержащихся в гл. XIV КВВТ (ст. 104 - 114). Несколько сложнее выглядит решение вопроса о выборе правил (УЖТ РФ или КВВТ), подлежащих применению в случаях, когда грузы перевозятся в прямом смешанном железнодорожно-внутренневодном сообщении. Видимо, в подобных ситуациях следует исходить из того, к какому виду транспорта принадлежит транспортная организация, принимающая от грузоотправителя груз для перевозки его в прямом смешанном сообщении. Если в качестве первого117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145
Сейчас вы читаете Договора, смотрите так же Книгу Домоводства, Словарь Брокгауза, стихи Востока, интересные факты, справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них. Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
Hosted by uCoz