| авности кузовов вагонов, контейнеров, наличии и исправности запорно-пломбировочных устройств, а также в соответствии содержащихся на них сведений сведениям, указанным в вагонных листах и накладных. Если перевозка грузов осуществлялась в открытом подвижном составе, стороны должны убедиться в отсутствии видимых следов повреждения (порчи) или утраты груза.
Если при передаче вагонов, контейнеров под выгрузку сторонами будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости участия железной дороги в выдаче груза (ст. 45 ТУЖД, ст. 41 УЖТ РФ), станция обязана составить акт общей формы в порядке, предусмотренном правилами составления актов при перевозке грузов на железнодорожном транспорте, принять участие в выдаче груза и в зависимости от результатов выгрузки составить коммерческий акт. О наличии указанных обстоятельств делается отметка в памятке приемосдатчика в графе "Примечание" или в другом предусмотренном договором об эксплуатации железнодорожного подъездного пути документе с указанием номера акта общей формы или коммерческого акта.
В случае если после передачи на железнодорожном выставочном пути вагонов, контейнеров будут обнаружены коммерческие неисправности, не установленные при передаче, то всю ответственность перед грузополучателем за несохранность груза несет владелец железнодорожного подъездного пути.
Проверка массы груза, его количества и состояния должна осуществляться железной дорогой при его выдаче получателю в обязательном порядке в следующих случаях: прибытия груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами или такими устройствами попутных станций; прибытия груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом подвижном составе; прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне; прибытия груза, погруженного железной дорогой; выдачи груза, выгруженного железной дорогой в местах общего пользования.
Конкретные способы проверки массы груза, его состояния и количества мест применительно к отдельным видам выдаваемых получателю грузов определены Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте. В частности, грузы, перевозимые навалом, насыпью, масса которых была определена взвешиванием, выдаются с проверкой массы, как правило, на весах того же типа, на каких она была определена. При этом масса тары вагона принимается согласно трафарету на вагоне. При наличии вагонных весов у грузополучателя разрешается производить взвешивание тары вагона. Грузы, масса которых при отправлении была определена по обмеру, расчетным путем, выдаются с проверкой и определением массы груза тем же способом, что и при отправлении. Тарные, штучные грузы, масса которых при отправлении была определена по стандарту и по трафарету, выдаются с проверкой количества мест в отправке и массы или количества единиц груза только в поврежденных местах. Картофель, капуста и другие овощи, бахчевые культуры, перевозимые навалом, в том числе в сетках, выдаются грузополучателю с проверкой их массы. Выдача скоропортящихся грузов, перевозимых в упаковке, в том числе в ящиках открытого типа, масса которых определена при отправлении по трафарету или по стандарту, осуществляется с проверкой только в поврежденных местах (п. 24 Правил).
В тех случаях, когда из транспортного законодательства не вытекает обязанность железной дороги осуществить проверку груза при выдаче получателю, тем не менее не исключена возможность ее участия в такой проверке, так сказать, на коммерческой основе. В ст. 45 ТУЖД (ст. 41 УЖТ РФ) имеется норма, согласно которой по просьбе грузополучателя железная дорога может принимать в соответствии с договором участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест (видимо, предполагается, что такое "участие" железной дороги должно оплачиваться по отдельному договорному тарифу).
В силу ст. 46 ТУЖД (ст. 42 УЖТ РФ) если на железнодорожной станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза (надо понимать, и при участии железной дороги в проверке груза на договорных началах) либо такие обстоятельства установлены составленным в пути следования коммерческим актом, железнодорожная станция обязана определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт. При необходимости проведения экспертизы железная дорога по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов либо соответствующих специалистов.
Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств: несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочных документах; повреждения (порчи) груза; обнаружения груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза; возвращения железной дороге похищенного груза; непередачи железной дорогой груза на железнодорожный подъездной путь в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза. При наличии данных обстоятельств коммерческий акт должен быть составлен в следующие сроки: при выгрузке груза в местах общего пользования - в день выгрузки или в день выдачи груза получателю; при выгрузке грузов в местах необщего пользования - в день выгрузки грузов; в пути следования груза - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом. Во всяком случае коммерческий акт должен быть составлен в течение следующих суток (ст. 134 ТУЖД, ст. 119 УЖТ РФ).
По своему содержанию коммерческий акт представляет собой документ, в котором указываются: точное и подробное описание состояния груза и тех обстоятельств, при которых обнаружена его несохранность; данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы в подвижном составе, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе. При этом в коммерческий акт не допускается вносить какие-либо предположения и выводы о причинах несохранности груза либо виновности одной из сторон договора перевозки.
Требования к оформлению коммерческого акта сводятся к тому, что он составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. Коммерческий акт должен быть подписан грузополучателем, если он участвует в проверке груза, и работниками железной дороги, указанными в правилах перевозок грузов.
Коммерческий акт должен быть выдан грузополучателю по его требованию железнодорожной станцией назначения в течение трех дней. В случае отказа железнодорожной станции от составления коммерческого акта, его ненадлежащего оформления грузополучатель вправе подать заявление о допущенном нарушении в письменной форме в отделение (управление) железной дороги, непосредственно или через начальника железнодорожной станции, которое должно дать мотивированный ответ по существу заявления в отношении скоропортящихся грузов - в течение одного дня, в отношении других грузов - в течение трех дней со дня получения заявления грузополучателя.
Сведения о выдаче коммерческого акта, а в равной степени о выдаче груза без его проверки фиксируются в железнодорожной транспортной накладной путем учинения на ней соответствующих отметок, которые удостоверяются подписью начальника железнодорожной станции или уполномоченного им работника станции и штемпелем железнодорожной станции.
При необходимости проведения экспертизы для определения фактического размера недостачи, повреждения (порчи) груза железная дорога по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов или соответствующих специалистов, о чем уведомляется грузополучатель. Последний имеет право участвовать в экспертизе прибывшего в его адрес груза. Экспертиза, проведенная без участия уполномоченного представителя железной дороги, считается недействительной. Результаты экспертизы должны быть оформлены актом, который подписывается экспертами и всеми иными лицами, участвующими в экспертизе. Акт экспертизы должен содержать мотивированные выводы о причинах несохранности груза, размере его повреждения (порчи), а также о сумме, на которую понизилась стоимость груза. Расходы на проведение экспертизы возлагаются на железную дорогу или грузополучателя в зависимости от того, по чьей инициативе проводится экспертиза, с последующим отнесением всех затрат на сторону, виновную в несохранности груза.
Для вывоза груза со станции грузополучатель предъявляет накладную с отметкой о внесении всех причитающихся платежей, а на станциях, где установлен порядок вывоза груза по пропускам, также пропуск, подписанный уполномоченным работником станции. При вывозе груза с территории станции пропуск на контрольно-пропускном пункте у грузополучателя изымается. Если груз вывозится по частям, пропуск изымается при вывозе последней части груза.
Если вывоз груза производится после истечения срока бесплатного хранения, грузополучатель предъявляет приемосдатчику квитанцию об уплате сбора за хранение груза (п. 35 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте).
Таким образом, как и прежде, в советское время, перевозчик (железная дорога) и грузополучатель обладают разными возможностями по фиксации фактов недостачи, повреждения (порчи) груза и определению их размера, а также причин несохранности грузов, поскольку транспортное законодательство допускает составление соответствующих документов, удостоверяющих указанные факты, железной дорогой в одностороннем порядке (без участия получателя).
Некоторой компенсацией интересов грузополучателя, безусловно ущемляемых в подобной ситуации, может служить норма, содержащаяся в ст. 796 ГК, согласно которой документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза.
К числу правил, необоснованно перешедших в новые ТУЖД и УЖТ РФ из советского транспортного законодательства, следует отнест88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116 Сейчас вы читаете Договора, смотрите так же Книгу Домоводства, Словарь Брокгауза, стихи Востока, интересные факты, справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них. Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
|