Договора
Термины:

Юридический факт.
Аренда.
Обстоятельства.
События.
Сбор.
Залог.
Отличия.
Подряд.
Должник.

щение или ограничение погрузки грузов. В соответствии со ст. 29 УЖТ РФ вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов, погрузка грузов, багажа, грузобагажа может быть временно прекращена либо ограничена начальником железной дороги отправления (перевозчиком, владельцем инфраструктуры) с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки грузов, багажа, грузобагажа и объявляет об этом начальникам всех железных дорог. Временное прекращение погрузки грузов, багажа, грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся на железных дорогах обстоятельств допускается только в исключительных случаях по указанию в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства РФ. О прекращении и об ограничении погрузки грузов, багажа, грузобагажа железные дороги уведомляют грузоотправителей (отправителей). Грузоотправители (отправители) в течение 12 часов после получения от железных дорог соответствующих уведомлений обязаны приостановить или ограничить до установленных размеров погрузку грузов, багажа, грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях. Судебно-арбитражная практика исходит из того, что решение вопроса о временном прекращении или ограничении погрузки грузов возможно лишь в исключительных случаях и при условии строгого соблюдения установленного порядка принятия таких решений. Об этом свидетельствует, в частности, одно из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 1998 г. N 18 "О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации". Согласно п. 10 названного Постановления при разрешении споров, связанных с временным прекращением либо ограничением погрузки грузов, грузобагажа, арбитражным судам следует иметь в виду, что в соответствии с абз. 1 ст. 35 ТУЖД (в УЖТ РФ - ст. 29) срок временного прекращения или ограничения погрузки грузов, грузобагажа, введенный начальником железной дороги, может быть установлен только министром путей сообщения РФ или исполняющим его обязанности заместителем министра. Министром путей сообщения РФ или исполняющим его обязанности заместителем министра может быть в письменной форме в исключительных случаях временно прекращена погрузка грузов, грузобагажа и в случаях, указанных в ст. 35 ТУЖД (ст. 29 УЖТ РФ). Прекращение или ограничение погрузки грузов, грузобагажа, установленное другими должностными лицами Министерства путей сообщения РФ или железной дороги, арбитражным судам во внимание принимать не следует. Нельзя не обратить внимания на одну из норм, содержащихся в ст. 94 УЖТ РФ, а именно: перевозчик несет имущественную ответственность за неподачу вагонов, контейнеров для выполнения заявки на перевозку грузов, за исключением случаев, если неподача вагонов, контейнеров допущена по вине грузоотправителя. Как видим, данная норма представляет собой общее правило об освобождении железной дороги от ответственности за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов при наличии вины грузоотправителя. Если перечни конкретных оснований освобождения грузоотправителя и перевозчика от ответственности за неподачу транспортных средств, непредъявление груза или неиспользование транспортных средств (ст. 116, 117 УЖТ РФ) соответствуют ст. 794 ГК, то данную норму следует признать противоречащей соответствующим положениям ГК. Дело в том, что ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за непредъявление груза или неиспользование поданных транспортных средств строится на иных, нежели принцип вины, основаниях. Указанная ответственность конструируется следующим образом: ответственность наступает за сам факт нарушения обязательства, а основаниями, освобождающими от ответственности, служат определенные обстоятельства, прямо названные в качестве таковых в законе. Причем причины появления соответствующих обстоятельств (скажем, виновные или невиновные действия нарушителя) не имеют никакого правового значения. В самом деле, такое обстоятельство, как временное прекращение или ограничение отгрузки грузов в определенных направлениях, может явиться следствием виновных действий перевозчика, которые привели к крушению поезда или иной аварии на железной дороге, однако это не лишает данное обстоятельство качества основания освобождения железной дороги от ответственности за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов. А как оценить с этой точки зрения такое основание освобождения грузоотправителя от ответственности за непредъявление грузов, как авария у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление основной его производственной деятельности? Ведь и здесь никак нельзя исключить вину самого грузоотправителя. При возникновении споров между железной дорогой и грузоотправителем в связи с невыполнением принятой заявки на перевозку грузов анализируемая норма, содержащаяся в ст. 94 УЖТ РФ, является ложным ориентиром для сторон, поскольку заставляет их собирать и представлять доказательства виновности (или соответственно невиновности) грузоотправителя в неисполнении железной дорогой своих обязательств по подаче вагонов, контейнеров, что не имеет никакого значения для разрешения таких споров. Кроме того, как известно, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 401 ГК). Следовательно, напротив, виновным можно признать лицо, не принявшее всех необходимых мер для надлежащего исполнения обязательства. Однако в любом случае речь идет об исполнении возложенного на данное лицо (т.е. своего, а не чужого!) обязательства. Иными словами, говоря о вине или невиновности, законодатель всегда имеет в виду должника, нарушившего обязательство. Но должником по обязательству, связанному с подачей транспортных средств, является не грузоотправитель, а железная дорога! Если же разработчики УЖТ РФ, формулируя правило о том, что железная дорога несет имущественную ответственность за неподачу вагонов, контейнеров для выполнения заявки на перевозку грузов, за исключением случаев, если неподача вагонов, контейнеров допущена по вине грузоотправителя (ст. 94), имели в виду гражданско-правовую категорию "вина кредитора", то и в этом случае допущено несоответствие положениям ГК (ст. 404). Во-первых, под виной кредитора разумеется несовершение кредитором предусмотренных законом или договором действий, необходимых для исполнения должником своих обязательств, а также непринятие кредитором разумных мер в целях уменьшения убытков, причиненных нарушением обязательства со стороны должника, что не имеет места при невыполнении железной дорогой обязательств по подаче вагонов и контейнеров. Во-вторых, и в таком случае речь идет о неисполнении кредитором своих собственных (так называемых кредиторских) обязанностей. В-третьих, констатация наличия вины кредитора дает право суду лишь уменьшить размер ответственности должника, но никак не может служить основанием для полного освобождения должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Из всего сказанного следует вывод, что норма, содержащаяся в ст. 94 УЖТ РФ, которая освобождает железную дорогу от ответственности за невыполнение последней принятой заявки на перевозку грузов в случае, если неподача вагонов, контейнеров допущена по вине грузоотправителя, противоречит ГК и по этой причине не подлежит применению (п. 2 ст. 3 ГК). Еще более странно выглядит норма, содержащаяся в той же ст. 94 УЖТ РФ, об основаниях возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов. Наряду с неиспользованием поданных перевозчиком вагонов и контейнеров, основаниями ответственности грузоотправителя признаются также: неподача вагонов, контейнеров перевозчиком (!?) по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей; отсутствие собственных или арендованных и предусмотренных в заявке вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами. Здесь уже отсутствует всякая логика. В обязательстве по подаче вагонов, контейнеров на основе принятой перевозчиком заявки грузоотправителя обязанной стороной (должником) является перевозчик, а стороной, наделенной правом требования (кредитором), - грузоотправитель. Как известно, неисполнение или ненадлежащее исполнение должником своего обязательства влечет для него наступление ответственности (ст. 393 ГК). Обстоятельства, признаваемые по ст. 94 УЖТ РФ основаниями ответственности грузоотправителя (?!), по сути представляют собой нарушение перевозчиком обязательства по подаче вагонов, контейнеров в силу невозможности его исполнения по причинам, не зависящим от перевозчика (что, как известно, в соответствии со ст. 416 ГК прекращает обязательство), либо неисполнение обязательства, которое не носит противоправного характера, а поэтому не может служить основанием ответственности должника-перевозчика. Вместе с тем неисполнение должником своего обязательства ни при каких условиях не может служить основанием для ответственности кредитора! Ответственность грузоотправителя и перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению грузов не ограничивается штрафом за неподачу вагонов, контейнеров и их неиспользование грузоотправителем. Отдельные меры ответственности предусмотрены также и за нарушение иных условий данного обязательства. Например, для некоторых случаев установлена специальная ответственность гр88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116
Сейчас вы читаете Договора, смотрите так же Книгу Домоводства, Словарь Брокгауза, стихи Востока, интересные факты, справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них. Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
Hosted by uCoz