Договора
Термины:

Юридический факт.
Аренда.
Обстоятельства.
События.
Сбор.
Залог.
Отличия.
Подряд.
Должник.

ДОГОВОРНОЕ ПРАВО Книга четвертая ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ И ИНЫХ УСЛУГАХ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА М.И. БРАГИНСКИЙ, В.В. ВИТРЯНСКИЙ Светлой памяти нашего коллеги и соратника по рабочей группе, подготовившей проект нового Гражданского кодекса России, ВИКТОРА АБРАМОВИЧА ДОЗОРЦЕВА посвящаем эту книгу Авторы: Брагинский Михаил Исаакович - доктор юридических наук, профессор (глава X); Витрянский Василий Владимирович - доктор юридических наук, профессор (Введение, главы I - IX, XI - XXI). ПРЕДИСЛОВИЕ Данная книга является одним из этапов проводимого нами исследования договорного права, которое ранее нашло отражение в изданных трех книгах, посвященных общим положениям договорного права, а также отдельным типам договорных обязательств, относимых к таким категориям гражданско-правовых договоров, как договоры о передаче имущества и договоры о выполнении работ и оказании услуг <*>. -------------------------------- <*> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения: Изд. 2-е, испр. М., 1999. 848 с.; Они же. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2000. 800 с.; Они же. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002. 1038 с. КонсультантПлюс: примечание. Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Статут", 2001 (издание 3-е, стереотипное). КонсультантПлюс: примечание. Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Статут", 2002 (издание 4-е, стереотипное). Настоящая книга представляет собой обобщенный результат исследования одной из групп гражданско-правовых договоров, объединяемых тем обстоятельством, что все они по своей направленности могут быть отнесены к договорам об оказании возмездных услуг в сфере транспорта. Прежде всего предметом исследования является система договоров перевозки пассажиров, грузов и багажа. При этом мы не стали делить договоры перевозки по видам транспорта, как это зачастую делается в нашей юридической литературе, уделив особое внимание анализу основных элементов обязательств, вытекающих из договоров перевозки, и обращая, естественно, внимание на специфику правового регулирования применительно к отдельным видам транспорта. К сожалению, в период подготовки данной книги ушел из жизни Виктор Абрамович Дозорцев, выдающийся российский цивилист, внесший весомый вклад в становление и развитие гражданского законодательства новой России. Его светлой памяти и посвящаем эту книгу. М.И.Брагинский, В.В.Витрянский СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ ВК - Воздушный кодекс Российской Федерации ВК СССР - Воздушный кодекс СССР ГК - Гражданский кодекс Российской Федерации ГК 1964 г. - Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. КВВТ - Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации КТМ - Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации КТМ СССР - Кодекс торгового мореплавания СССР МПС России - Министерство путей сообщения Российской Федерации Основы гражданского законодательства 1961 г. - Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. Проект ГУ - проект Гражданского Уложения (1913 г.) СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации СЗ СССР - Собрание законов СССР СНГ - Содружество Независимых Государств СП РСФСР - Собрание постановлений Правительства РСФСР СП СССР - Собрание постановлений Правительства СССР ТУЖД - Транспортный устав железных дорог Российской Федерации УАТ - Устав автомобильного транспорта РСФСР УВВТ - Устав внутреннего водного транспорта СССР УЖД - Устав железных дорог СССР УЖТ РФ - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации ВВЕДЕНИЕ В отечественной гражданско-правовой доктрине укоренилось понятие "транспортные договоры", под которыми на самом деле понимаются гражданско-правовые договоры, применяемые в сфере транспортной деятельности (как правило, с участием транспортных организаций). Этим понятием охватываются различные типы договорных обязательств: перевозка, транспортная экспедиция, буксировка, аренда (фрахтование на время) транспортных средств, строительного подряда (строительство железнодорожных подъездных путей) и т.п. Ядром, центральным звеном системы всех так называемых транспортных договоров принято считать договор перевозки, под которым традиционно разумеется договор перевозки конкретного груза, сконструированный по модели реального договора, т.е. такой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Что касается остальных так называемых транспортных договоров, то им обычно отводится вспомогательная роль, а их значение видится в обеспечении и обслуживании центрального договора перевозки груза, пассажира или багажа. Такой подход страдает рядом недостатков. Во-первых, традиционно понимаемая категория транспортных договоров, включающая в себя различные типы договорных обязательств, не вписывается в систему гражданско-правовых договоров, а единственный объединяющий их признак - участие в указанных договорах транспортных организаций, - никак не может служить критерием для выделения соответствующей классификационной группы договоров. Во-вторых, учение о системе транспортных договоров, где центральное, господствующее место занимают договоры перевозки пассажира или конкретной партии грузов, т.е. договоры, опосредующие отношения по непосредственной их доставке из пункта отправления в пункт назначения, а все остальные договорные обязательства по отношению к этим договорам играют вспомогательную, подчиненную роль, основано лишь на обыденных представлениях о смысле деятельности транспорта (доставка пассажиров и грузов) и не имеет ничего общего с юридическим соотношением различных договоров, применяемых в сфере транспортной деятельности, в том числе опосредующих перевозки пассажиров и грузов. Например, в случаях, когда перевозка конкретной партии грузов осуществляется в рамках заключенного между грузоотправителем и перевозчиком договора об организации перевозок, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель - предъявлять грузы в обусловленном объеме, договор перевозки указанной конкретной партии грузов уже не является центральным для взаимоотношений сторон, а скорее выглядит как рядовые действия сторон по исполнению обязательств, вытекающих из договора об организации перевозок. Аналогичным образом выглядит операция по доставке груза из пункта отправления в пункт назначения, осуществляемая во исполнение договора транспортной экспедиции, по которому экспедитор принял на себя обязательство организовать перевозку груза по маршруту, согласованному сторонами. В-третьих, взгляд на договор перевозки пассажира, договор перевозки конкретного груза как на основное, центральное звено некой системы транспортных договоров, значение которых сводится к обслуживанию названных договоров, зачастую затрудняет юридическую квалификацию разнообразных правоотношений, опосредующих перевозочный процесс. Так, согласно нашей гражданско-правовой доктрине из сферы договорного регулирования исключаются правоотношения, складывающиеся между грузоотправителем и перевозчиком по поводу подачи транспортных средств под погрузку и предъявления груза к перевозке. Отношения сторон по подаче и согласованию заявки на перевозку грузов, которые являются источником обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке, в юридической литературе нередко именуют плановыми основаниями, организационными предпосылками заключения договора перевозки (того самого, центрального) и даже "завязкой грузоперевозочного процесса". Это происходит именно потому, что для многих наших авторов собственно перевозка груза (в правовом смысле) начинается только с заключения договора перевозки, который, будучи реальным договором, не охватывает действия сторон по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке. На самом деле источником указанных обязанностей перевозчика и грузоотправителя является их соглашение, заключаемое путем подачи заявки на перевозку грузов и ее принятия перевозчиком, которое не может быть не чем иным, как договором, имеющим не меньшее значение, чем собственно договор перевозки конкретного груза. Характерной чертой данного исследования является то, что договоры о перевозке, транспортной экспедиции, буксировке и об иных услугах в сфере транспорта рассматриваются в контексте общей системы гражданско-правовых договоров. В этом смысле все указанные договоры относятся к категории гражданско-правовых договоров об оказании услуг и могут быть квалифицированы с точки зрения характеристики и оценки всякого гражданско-правового договора. Анализируя нормы о договоре перевозки, содержащиеся в гл. 40 ГК, мы приходим к выводу, что само понятие "договор перевозки" носит абстрактный характер и проявляет себя в целом ряде договоров, призванных регулировать различные отношения, связанные с перевозками грузов, пассажиров и багажа. Таким образом, речь должна идти о системе договоров, опосредующих перевозки грузов, пассажиров и багажа, в которую наряду с договором перевозки конкретного груза входят и другие договоры: договор перевозки пассажира; договор фрахтования (чартер); соглашения между транспортными организациями об организации перевозок грузов, пассажиров и багажа; договор об организации перевозки грузов; договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.). Все названные договоры имеют прямое отношение к пе59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87
Сейчас вы читаете Договора, смотрите так же Книгу Домоводства, Словарь Брокгауза, стихи Востока, интересные факты, справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них. Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
Hosted by uCoz