Договора
Термины:

Юридический факт.
Аренда.
Обстоятельства.
События.
Сбор.
Залог.
Отличия.
Подряд.
Должник.

РФ. 1998. N 36. Ст. 4527. Правда, одна из новелл, содержащихся в ст. 39 УЖТ РФ, ставит под сомнение существующую систему централизованно установленных ставок платы за пользование вагонами и контейнерами на железнодорожном транспорте. Речь идет о положении, согласно которому размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Дело в том, что гражданское законодательство, как известно, состоит из ГК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения (к числу которых бесспорно принадлежат отношения, связанные со взиманием платы за пользование вагонами и контейнерами), и не включает в себя так называемые правовые акты, в том числе постановления Правительства Российской Федерации (п. 2 ст. 3 ГК). Вместе с тем приведенное правило определения размера платы за пользование вагонами и контейнерами, допускающее произвольное установление ставки такой платы по усмотрению сторон конкретного договора, неверно по существу. Подача вагонов и контейнеров под погрузку и разгрузку грузоотправителям, грузополучателям осуществляется перевозчиком в рамках публичного договора, подпадающего под действие правовой нормы, согласно которой цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п. 2 ст. 426 ГК). Наиболее полно и детально регулируются обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению груза применительно к морским перевозкам. В КТМ данному вопросу специально посвящен § 2 гл. VIII "Подача судна и погрузка груза". Правила, регламентирующие обязательства сторон по подаче судна и погрузке груза, сформулированы дифференцированно, применительно к каждому из двух видов договора морской перевозки: с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер) и без такого условия (договор перевозки груза по коносаменту, как правило, в линейном сообщении). Перевозчик во всех случаях обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза. При этом перевозчик не несет ответственности за немореходное состояние судна, если докажет, что оно было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытыми недостатками) (ст. 124 КТМ). Требования, предъявляемые к мореходному состоянию судна, включают в себя прежде всего его техническую годность. Судно может быть допущено к плаванию только после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания; это удостоверяется свидетельством о годности к плаванию, которое выдается соответствующим органом технического надзора (ст. 23 КТМ). Судно должно иметь также надлежащее снаряжение: запасы воды, продовольствия, запасные части и т.п. Для безопасного плавания в конкретном районе на борту судна должны быть соответствующие карты и навигационные пособия. В соответствии со ст. 53 КТМ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для: обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды; выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна; недопущения перегрузки членов экипажа судна работой. Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, выдается соответственно капитаном морского торгового порта и капитаном морского рыбного порта, которыми осуществлена регистрация судна. Определенные требования предъявляются и к грузовым помещениям судна: они должны быть в состоянии, обеспечивающем надлежащий прием, перевозку и сохранность груза. Как подчеркивает Г.Г. Иванов, "годность судовых грузовых помещений следует понимать в том смысле, что они могут обеспечить перевозку груза, предусмотренного договором. Например, если судно подается для перевозки зерна, то трюмы должны быть чистыми, обработанными во избежание заражения вредителями, а при перевозке скоропортящегося груза холодильные камеры не должны содержать посторонних запахов, люковые закрытия должны обеспечивать герметичность и т.д." <*>. -------------------------------- <*> Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. С. 213. Мореходное состояние судна (в абсолютном смысле) должно быть достигнуто не на момент подачи судна под погрузку, а к началу рейса (п. 1 ст. 124 КТМ). Данное обстоятельство означает, что отдельные работы по устранению недостатков судна, не препятствующих осуществлению погрузки груза на его борт, могут осуществляться перевозчиком, в том числе с привлечением специалистов, вплоть до начала рейса, т.е. до отхода от причала или снятия с рейда. В юридической литературе отмечалось также, что "на перевозчике не лежит абсолютная обязанность по приведению судна в мореходное состояние. Он должен лишь проявить должную заботливость, чтобы достичь указанного результата. Современное морское судно является сложным инженерным сооружением, и сам перевозчик не в состоянии обеспечить приведение судна в мореходное состояние. Поэтому во многих случаях он нанимает компетентных лиц, которые и осуществляют возложенные на перевозчика обязанности. Все эти лица при исполнении обязанностей, порученных им перевозчиком, также должны проявлять должную заботливость, и ответственность за их упущения будет нести перевозчик" <*>. Другое дело, что на перевозчика во всех случаях возлагается бремя доказывания того обстоятельства, что немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении должной заботливости со стороны перевозчика. -------------------------------- <*> Там же. С. 214 (автор соответствующего Комментария - Г.Г. Иванов). Применительно к отношениям по чартеру на перевозчика возлагается обязанность подать судно в указанный в чартере порт погрузки или в указанный фрахтователем порт в соответствии с условиями чартера. При этом фрахтователь должен указать безопасный порт погрузки. Вместе с тем в случае, если порт погрузки не указан фрахтователем или указан им несвоевременно либо указан порт погрузки, не являющийся безопасным, перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки груза и потребовать возмещения убытков (ст. 126 КТМ). Как отмечается в юридической литературе, требования, которым должен отвечать "безопасный порт", подразделяются на навигационные, санитарные и политико-правовые. "Под навигационными требованиями понимается то, что безопасный порт должен защищать суда от разрушительного действия явлений метеорологического характера, а также должен быть безопасным во всех структурных элементах, надлежащим образом оборудован и оснащен. Санитарные требования безопасности порта предполагают, что в районе расположения порта отсутствуют эпидемии. Отсутствие войн, восстаний, этнических столкновений, забастовок, возможности политических преследований членов экипажа, запрещений выгрузки груза и опасности его конфискации составляет политико-правовые требования безопасности порта" <*>. -------------------------------- <*> См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. С. 218 (автор соответствующего Комментария - А.Г. Калпин). По-разному применительно к двум видам договора морской перевозки определяется такой элемент обязательств по подаче судна и его погрузке, как место погрузки судна. При перевозке груза по чартеру перевозчик обязан подать судно в указанное фрахтователем место погрузки груза. Фрахтователь должен указать безопасное и пригодное для погрузки груза место, которое судно может достичь без опасностей, в котором оно может находиться, оставаясь на плаву, и из которого может выйти с грузом. В случае если фрахтователем указано место, непригодное для погрузки груза, или несколькими фрахтователями указаны разные места погрузки груза, перевозчик может подать судно в место погрузки груза, обычно используемое в данном порту. При таких обстоятельствах фрахтователь вправе потребовать, чтобы судно было поставлено в другое место погрузки груза за его счет. При перевозке груза в линейном сообщении место погрузки груза определяется перевозчиком. Если погрузка груза проводится в необычном для данного порта месте погрузки, перевозчик обязан известить об этом отправителя (ст. 127 КТМ). Таким образом, в этом случае отправитель (в отличие от фрахтователя по чартеру) не наделен правом определять место погрузки груза (причал, место якорной стоянки и т.п.), к которому должно быть подано судно. Правда, место погрузки судна и в этом случае может быть определено договором. Ряд обязанностей перевозчика, связанных с исполнением последним обязательства подачи судна под погрузку, предусмотрен законодательством применительно только к такому виду договора морской перевозки грузов, как чартер. В частности, при перевозке груза по чартеру перевозчик обязан подать судно в обусловленный чартером срок; при нарушении данной обязанности фрахтователь имеет право отказаться от договора морской перевозки груза и потребовать возмещения убытков (ст. 128 КТМ). На перевозчика также возлагается обязанность в письменной форме уведомить фрахтователя о том, что судно готово или будет готово в определенное время к погрузке груза; такое уведомление может быть подано только в случае, если судно находится в порту погрузки или в обычном для данного порта месте ожидания. Если судно окажется не готовым к погрузке груза в указанное в уведомлении время, данное уведомление считается неподанным и убытки, причиненные в связи с этим фрахтователю, подлежат возмещению перевозчиком (ст. 129 КТМ). При перевозке груза по чартеру на стороне фрахтователя лежит обязанность предъявить59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87
Сейчас вы читаете Договора, смотрите так же Книгу Домоводства, Словарь Брокгауза, стихи Востока, интересные факты, справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них. Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
Hosted by uCoz